Не секрет, что после школы ученики часто не готовы к взрослой
жизни. Закрыв за собой школьную дверь, ученики, зачастую, оказываются
совершенно не готовыми к взрослой жизни. 18-19-летние ребята начинают на
ощупь искать свое место под солнцем. Даже диплом с отличием не
гарантирует стабильную работу и высокую зарплату. Чтобы выжить,
вчерашним отличникам, порой, приходится мести улицы...
Кто не слышал в детстве фразы: "Не будешь хорошо учиться –
станешь дворником!". Проклиная все на свете, мы зубрили формулы и
чертили графики. Став взрослыми, теми же словами напутствуем своих
детей, в полной уверенности, что учеба на десятки – путь к счастливой и
богатой жизни.
Увы, как показывает практика, отличный аттестат – вовсе не залог
успеха. Частенько "двоечник" Вася разъезжает на последнем мерседесе, а
"заучка" Петя еле-еле сводит концы с концами. Дело в том, что в школе
нас учат совершенно не тому, что надо. Закончив 12 классов, изучив
химию, тригонометрию, алгебру, выпускник остается совершенно
необразован. Все полученные в школе (не важно, в Латвии, России или на
Западе) знания не имеют никакого отношения к жизни. При этом, совершенно
не важно, где он учился, как хорошо и какие у него дипломы. Кому нужны
пестики и тычинки? Где можно использовать закон Буравчика и
Бойля-Мариотта? А если вы спросите, о чем роман Грибоедова "Горе от
ума", то вам станет грустно. Это произведение сегодня неактуально. Так
зачем его читать? Если раньше хотя бы ученики младших классов проявляли
усердие, то теперь даже они прогуливают уроки и не слушают учителей.
В 90% случаях мы нигде не сможем использовать эти знания. Выходя за
школьные стены, взрослый (по годам) человек только начинает познавать
жизнь. Хотя, априори, должен быть уже к ней готов.
В большинстве своем современное образование нацелено на дальнейшую
научную деятельность. А сколько людей становится учеными? Единицы.
Значит КПД такого образования – 1%, в лучшем случае.
В школе не говорят, что учиться хорошо и жить хорошо – две большие
разницы. Поэтому вчерашние отличники нередко метут двор, а двоечники
покупают новые автомобили. Это подрывает репутацию образования. Но,
подсознательно понимая никчемность образования, родители по инерции
заставляют детей учиться. Хотя, если включить здравый смысл, нужно
говорить ребенку не учись хорошо, а живи хорошо.
Все 10-12 лет учебы человек вырабатывает у себя навыки не учиться: он
зазубрит, сдает и.. выбрасывает. С этим же механизмом затем приходит в
университет. А ведь он хочет получить специальность! Спросите у ученика
или студента назавтра, что он сдал вчера – 90% не вспомнят. Поэтому
большинство выпускников вузов – профнепригодны.
Чему же надо обучать в школе в первую очередь?
Взрослая жизнь предполагает всего одну вещь: человек должен уметь
себя обеспечить. Никаких других критериев нет. Но выпускники школ не
приспособлены работать и зарабатывать – всему этому им приходится
учиться самим.
С детства нас должны образовывать в сферах, нужных для жизни. Их
пять: деньги, политика, юриспруденция, здоровье (традиционная и
нетрадиционная медицина) и религия (область Бога). Только в этом случае
школа станет настоящей подготовкой к взрослой жизни. Ученики будут
готовы столкнуться с реальным миром и реальными проблемами. В идеале это
должно было бы стать задачей государства. Если человек не разбирается в
одной из вышеперечисленных структур, он не может на них влиять.
Вспомните недавние волнения во Франции с поджогом автобусов и всеобщими
беспорядками. Явный пример того, что люди не умеют по-другому
высказывать свою точку зрения. Считаю, что современный человек
взрывоопасен и средневеков, потому что не образован.
Это не значит, что в школе вообще не нужна математика и химия. Я
вовсе не говорю о том, что их надо исключить из школьной программы.
Просто эти предметы должны быть второстепенными. Если кто-то из учеников
захочет, у них должна быть возможность продолжить обучение. Но от
другой образованности зависит его жизнь. Конечно, специальность юриста
после школы ученик не получит. Но, если он будет разбираться в базовых
вещах, обмануть его будет сложнее – гарантирую.
Распространенная точка зрения, что для этого существуют специалисты, к
которым можно обратиться и совершенно не обязательно все знать самому. В
реальной жизни мы постоянно сталкиваемся со структурами, о деятельности
которых ранее ничего не знали. Поэтому в экстренных ситуациях нам
приходится полагаться на этого самого "специалиста". А если он
недостаточно компетентен или шарлатан? Тогда надо либо учиться самому,
либо верить, как в средние века: мол, все, что не делается – к лучшему.
Такая грустная ситуация сложилась потому, что человек не любит сам за
себя отвечать. И если ответственность можно на кого-то переложить – с
радостью это делает. Вместо того, чтобы самому разбираться в сложных
вопросах, делегировал эту задачу другим. Но получилось, как в анекдоте:
когда пришло время есть пирожки, оказалось, что их уже съели... Никакому
государству не может быть выгоден необразованный народ. Иначе в любой
момент, разозлившись, люди могут совершить непоправимое. Ведь если
человек не может повлиять на процесс, у него автоматически появляется
агрессия, которая затем выливается в конфликты и перевороты. Если люди
будут грамотными, то не будет ни войн, не революций.
Пока школа не учит нас жизненно необходимым вещам, детей воспитывает
реклама. Когда ребенку целый день говорят с экрана: у тебя все еще нет
машины (пылесоса, игрушки и др.), значит, ты отстал от жизни...
создается ощущение, что тебе чего-то недодали, одурачили.
Через рекламу в человеке разжигается не мысль, а эмоция. Которая, как
известно, не имеет здравого смысла. Когда эмоции бьют через край, все
остальное совершенно не важно: есть у меня деньги, имею ли я на это
право... Я знаю одно: ХО-ОЧУ.
Ребенок хочет привилегий и благ, но он не связывает это с тем, что
для этого нужно работать. Потому что реклама не говорит: ты вначале
заработай, а потом купи. Кажется, это и так должно быть ясно, но выходит
– нет... Поэтому дети обычно знают, ЧЕГО они хотят, но не знают, КАК им
этого добиться. Они не усвоили механизма получения. Им известен лишь
один способ – взять у родителей.
Если у родителей нет денег – отношения ужасные. Если деньги есть –
тоже ужасные. Потому что родители считают, что дети должны заработать. А
у ребенка появляется страшная зависть. Как это – у них есть, а мне не
дают. Как же родителю вписаться в систему ценностей ребенка? Раз уж мы
все – жертвы рекламы, давайте использовать ее во благо. На каком бы
уровне социальной лестницы не находились родители, с самого детства они
должны объяснять ребенку, что они делают для семьи. Приходите вечером
домой и объясняете: где были, сколько заработали. Чтобы у него
укладывалось в голове: родители создают для меня блага; все, что у меня
есть – это благодаря папе и маме. Правда, делать это можно до
определенного возраста. Если вы начнете рассказывать свои истории
14-летнему подростку, он решит, что вы помешались.
Идеальной школы пока нет, но это не значит, что у родителей нет
возможности дать необходимые знания своим детям. Прежде всего, нужно
учиться самим и учить детей, брать на себя ответственность за свою жизнь
и все, что в ней происходит.
Михаил Лежепеков, психолог-практик, автор
многих психологических бестселлеров, основатель международного
общественного движения "Экология человека"